Задания по разделу "Введение в логику."

Раздаточный материал.
Версия 1.00 от 23 января 2005 г.
Составитель - В.Н.Карпович

Вопросы программы по разделу:

1. Логический тест.

В приведенных заданиях даны посылки. Нужно выбрать заключение, которое вытекает из этих посылок. Выпишите себе номер задания и рядом букву, соответствующую выбранному ответу.

1. Некоторые пещерные обитатели используют огонь. Все существа, использующие огонь, разумны. Значит...

2. Если знание возможно, то верно одно из двух: либо мы можем доказать каждую из посылок посредством умозаключений, построенных ранее, и так до бесконечности, либо некоторые вещи не требуют доказательства в силу очевидности. Мы не можем доказывать каждую посылку до бесконечности. Знание возможно. Значит... 3. Если ты проспишь, ты опоздаешь. Ты не опоздал. Значит... 4. Я не отношусь к знатокам музыки. Знатоки музыки не интересуются физическими теориями звуковых колебаний. Следовательно... 5. Всякий, кто совершил убийство, не заслуживает милосердия. Сидоров не совершал убийства. Значит... 6. Никакой суд, отказывающийся принимать во внимание факты, не является беспристрастным. Некоторые суды под политическим давлением не принимают во внимание факты. Значит... 7. Только пользователи языка используют обобщения. Ни одно из животных не пользуется языком. По крайней мере некоторые из животных разумны. Следовательно... 8. Если ты проспишь, то ты опоздаешь. Ты не проспал. Следовательно... 9. Каждая революция - это перерыв в нормальной хозяйственной деятельности. Некоторые перерывы в нормальной хозяйственной деятельности представляют собой экономические кризисы. Следовательно... 10. Всякий, кто потерял много крови, склонен к обморокам. Никто из склонных к обморокам не может пилотировать самолет. Значит... Посмотреть ответы и объяснения

 

2. Предмет логики

Задание 2.1

Для каждого из приводимых ниже обращений укажите его коммуникативную цель.

А. запрос на логический анализ D. запрос на решение проблемы C. убеждение слушателя в чем-то

1. Какое из следствий, по Вашему мнению, вытекает из данных свидетельств, господа присяжные заседатели? 2. Скажите, что бы Вы сделали в моем положении? 3. К сожалению, я не успел закончить с этой работой. Я уверен, что Вы, по Вашей доброте, войдете в мое положение и позволите мне завершить ее. 4. Теперь, когда в нашем распоряжении все факты по данному делу, я задаюсь вопросом: ведут ли они к тому, что мы считали ранее доказанным? 5. Как ты думаешь, почему компьютер вдруг отказал? 6. Я понимаю, что фактического материала у нас уже очень много. Однако передо мной стоит вопрос: следует ли нам принять данную стратегию при столь неустойчивом положении рынка? 7. Конечно же, ты не можешь оказаться предателем. Ты ведь не откажешься от этого опасного и почетного задания, и выполнишь свой долг? 8. Преступник последовательно совершал кражи в домах с номерами 2, 4, 6 и 8. Здесь ясно видна закономерность. Однако возникает вопрос: каков мотив преступления? 9. Ты ведь очень умный, и понимаешь, что мне нужны деньги для расширения производства. Ты не можешь не пожалеть меня, ведь я столько лет затратил на это дело. Ты ведь дашь мне денег? 10. Разве можно заключать контракт со столь ненадежным партнером?

Посмотреть ответы и объяснения

 

Задание 2.2

Каждая наука характеризуется вопросами, которые входят в область ее изучения. Укажите, входит (ДА) или не входит (НЕТ) каждый из следующих вопросов в предмет логики.

  1. Правильно ли умозаключение?
  2. Следует ли приводимое заключение из указанных посылок?
  3. Много ли людей можно убедить в истинности данного положения, если им предложить такое-то умозаключение в его пользу?
  4. Каковы законы, определяющие, как на самом деле мыслят люди?
  5. Во что верят люди, что они считают правдоподобным или истинным?
  6. Истинно ли заключение в приводимом рассуждении?
  7. Истинны ли посылки приводимого умозаключения?
  8. Как соотносятся слова и поступки людей?
  9. Как соотносятся по истинности и ложности утверждения в рассуждении?
  10. Что такое истина?
Посмотреть ответы и объяснения

 

3. Структура умозаключения

Задание 3.1

Укажите, истинно или ложно каждое из следующих утверждений. Обоснуйте ответ.

  1. Если текст содержит в себе умозаключение, то каждое предложение в нем выражает истинное или ложное суждение.
  2. Каждый текст содержит по меньшей мере одно умозаключение.
  3. Вопросительное риторическое обращение "Кто может отрицать очевидное?" суждением не является.
  4. Каждое умозаключение явным образом содержит суждение, которое вытекает из других суждений.
  5. Каждое умозаключение явно или неявно содержит суждение, которое вытекает из других суждений.
  6. Энтимемы - это полноценные умозаключения.
  7. В тексте энтимемы пропущены посылки или заключения.
  8. В энтимеме пропущенная часть неявно подразумевается, в силу очевидности или фигуры умолчания.
  9. Энтимемы возникают по недосмотру.
  10. Энтимема может состоять из одного суждения, утвердительного или отрицательного.
Посмотреть ответы и объяснения

 

Задание 3.2

Даны предложения. Определить, выражают ли они суждения (Да или Нет). Обосновать ответ. Учтите, что в некоторых случаях при разном восприятии или трактовке предложений ответы могут быть разными.

  1. Вы только послушайте, что он говорит!
  2. Боже, спаси и помилуй Россию.
  3. Настал час, когда люди доброй воли должны объединиться.
  4. Дожди в Испании часто выпадают на равнинах.
  5. Возлюби ближнего своего, как самого себя.
  6. Немедленно приезжай.
  7. Я желаю Вам всем счастья.
  8. Никто здесь и не подозревает, кто убийца.
  9. Если бы я был на вашем месте, я приступил бы к работе.
  10. Ура!
Посмотреть ответы и объяснения

 

Задание 3.3

Даны тексты. Определить, представляют ли они умозаключения. Ответ требуется обосновать, поскольку при разном понимании текста ответы могут быть разные.

  1. Иванов почтальон. Все почтальоны разносят почту. Я полагаю, вывод очевиден.
  2. Кругом опасность. Надо немедленно вооружаться и вступать в борьбу.
  3. Большинство любителей животных не доверяет продавцам. Некоторые продавцы не любят собак.
  4. Когда я Вас увидел впервые, Вы были еще девочкой. Это было 13 лет назад, и Вам было только десять лет. Сейчас Вы должны быть зрелой женщиной.
  5. Лишь немногие понимают, как тяжело править, когда все не соглашаются с твоими действиями. Одним не нравится одно, другим - другое. Кому верить?
  6. Никакое непроизвольное деяние не должно быть наказуемо. Некоторые преступные деяния совершаются непроизвольно. Значит, некоторые непроизвольные деяния не должны быть наказуемы.
  7. Всякий, кто утверждает, что министр иностранных дел виновен в преступном заговоре, просто ненормальный, который чем-то недоволен в жизни.
  8. Каждый человек имеет двух родителей, которые, в свою очередь, имеют двух родителей. Отсюда следует, что во времена наших бабушек и дедушек людей было в четыре раза больше, чем сейчас.
  9. Лучше вообще не выходить замуж. Ведь муж окажется либо красивым, либо безобразным. В первом случае будешь все время ревновать, во втором - все время чувствовать себя ущербной.
  10. Маловероятно, чтобы моя бабушка была владелицей крупного поместья. Ведь она никогда не была богата, а после смерти оставила лишь очень небольшое наследство.
Посмотреть ответы и объяснения

 

Задание 3.4

Даны умозаключения, в которых составляющие суждения помечены буквами. Указать, какой буквой помечено заключение.

  1. Большинство семей, в которых есть животные, имеют маленьких детей (A). У Ивановых есть ребенок (B), значит, у них есть в доме животные (C).
  2. Мы не поедем сегодня в город (A), ведь у нас неисправна машина (B), а без машины до города добираться трудно (C).
  3. Тот, кто не убивал, сюда бы не пришел (A), значит, Джон убийца (B), потому что он был единственным человеком, который сюда пришел (C).
  4. Когда мы выехали из города, было пять часов (A). Мы едем уже около двух часов (B). Сейчас должно быть семь (C).
  5. Все утки летают (A). И Серая Шейка летает (C), так как она утка (B).
Посмотреть ответы и объяснения

 

Задание 3.5

Даны энтимемы. Указать, какой из названных элементов пропущен, и какую роль он выполняет - посылки или заключения.

1. Платон - сноб, так как все рабовладельцы снобы.

2. Если нечто представляет собой опасность для общества, то с этим надо быть очень осторожным. Поэтому с преступностью надо быть очень осторожным. 3. Либо личный тренер президента в этом замешан, либо нам придется искать другой выход. Но ведь известно, что он в этом не замешан. Делай выводы! 4. Только 4 человека могли участвовать в убийстве. Иванова в это время не было в городе. Петров сидел в тюрьме. Сидоров был в школе, его все видели. 5. Автобус на конечную остановку пришел с опозданием, а при всяком опоздании водителя наказывают, независимо от причин. Вот так! Посмотреть ответы и объяснения

 

Задание 3.6

Попробуйте сформулировать недостающий элемент умозаключения и квалифицировать его как посылку или заключение.

  1. Нет дыма без огня, а за горой виден дым.
  2. Ты нажал на кнопку, значит, в сарае сейчас погас свет.
  3. Ты едешь быстро, тебя сейчас оштрафуют.
  4. Ты закурил, а курящих здесь всегда наказывают.
  5. Иван родом из Орла, и вполне возможно поэтому, что у него там есть знакомые.
Посмотреть ответы и объяснения

 

4. Понятие закона логики

Задание 4.1

Для приведенных предложений выбрать верную характеристику.

A. Предложение представляет аналитическое суждение. B. Предложение представляет синтетическое суждение. C. Предложение не является суждением.

  1. Когда мы прилетаем в Москву?
  2. Мы прилетаем туда в полночь.
  3. Когда мы там будем, мы там будем.
  4. Я устал.
  5. Отдохни!
  6. Когда жарко, не холодно.
  7. Здесь становится жарко!
  8. Меня зовут Петр.
  9. Не бывает так, чтобы дождь шел и не шел.
  10. Прибыль - не убыток.
Посмотреть ответы и объяснения

 

Задание 4.2

Какие из приведенных предложений содержат истинные суждения, а какие ложные, и почему - в силу логической формы, в силу языкового соглашения, или в силу связи фактов?

  1. Прибыль - не убыток.
  2. Прибыль не может быть не прибылью.
  3. Прибыль легко не получают.
  4. Все что движется, покоится.
  5. Все что движется, не покоится.
  6. Все что движется, движется.
  7. Движение требует энергии
  8. Пахать - не сеять.
  9. Неправда всегда обнаруживается.
  10. Мужчины физически сильнее женщин.
  11. Мужчина он и есть мужчина.
  12. Мужчина может быть и не мужчиной.
  13. Все студенты учатся, и тот, кто не учится - не студент.
  14. Всякий делибаш не толерантен, и поэтому толерантное существо - не делибаш.
  15. Если я молод и красив, значит, я не молод.
Посмотреть ответы и объяснения

 

Задание 4.3

Даны умозаключения. Определить, какие из них дедуктивные, а какие индуктивные. Обосновать ответ.

  1. Иванов - спортсмен. Спортсмены обычно худощавы. Скорее всего, Иванов худощав.
  2. До сих пор старательные студенты получали по логике хорошие оценки. Вероятно, в этой группе все старательные студенты тоже получит хорошие оценки по логике.
  3. Если бы К.Маркс был Д.Рокфеллером, то он был бы капиталистом. Но К.Маркс не был капиталистом. Значит, он не был Д.Рокфеллером.
  4. Все лягушки - амфибии. Значит, все лягушачьи ножки - это ножки амфибий.
  5. Я уже покупал компьютеры этой фирмы, и все они оказались надежными. Если я опять куплю компьютер в этой фирме, то, я думаю, он будет надежным.
  6. Всех пьяных нужно увозить в вытрезвитель. Все попавшие в вытрезвитель должны быть оштрафованы. Значит, все пьяные должны быть оштрафованы.
  7. Все до сих пор происходившие события имели причину. Значит, не бывает беспричинных событий.
  8. Если смертная казнь сдерживает преступность, то она целесообразна. Но преступность смертная казнь до сих пор не сдерживала. Значит, она не целесообразна.
Посмотреть ответы и объяснения

 

Hosted by uCoz